Понедельник, 21.09.2020, 08:40 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

Не пустой, но полный "ничего"

"Видение - это опыт... Видят люди, а не их глаза... "
Н.Р. Хансон,"Характер открытия", 1958




На этом занятии мы продолжили разгадывать тайны нашего визуального восприятия.

 

Способности нашего мозга к интерпретации и визуализации различных образов поистине поразительны.


Вот, например, знаменитый куб Неккера, который был предложен швейцарским геологом Луи Альбертом Неккером в 1832 году.


Он заметил однажды, что рисунки прозрачных кристаллов часто кажутся меняющими положение в пространстве неподконтрольным наблюдателю образом.

... И внутреннее вдруг становится внешним, пустое сплошным, ближнее дальним... Причем,  хотите вы этого или нет.

 

Известно много подобных парадоксальных картинок.

- невозможных фигур...


         

                                                                                                                      


- двойственных изображений


(дама - старуха)

     

Б. Боринг. 1930г. 



(эскимос - индеец)

    



(лошадь - ?)



Часто тщетные попытки мозга прийти к определенному умозаключению - почти болезненное переживание.

И когда прозрение, наконец, наступает, мы испытываем чувство радостного облегчения.


Подобные загадки в своих произведениях часто использовали художники.

... Джузеппе Арчимбольдо...

 




 

... и Рене Магритт... 

    



... и  Мауриц Корнелис Эшер...

 





 ...Шерлок Холмс однажды спросил доктора Ватсона:

"Вы заметили что-нибудь необычное  в собачьем лае сегодня ночью?"

Ватсон ответил:

"Я вообще не слышал собачьего лая."

"Вот именно, значителен именно тот факт, что собака не лаяла."


 Если бы Холмс, ко всем своим многочисленным талантам, был еще и художником, то он непременно добавил бы:

«В данном случае отсутствие собачьего лая - это своего рода негативное пространство.

 А восприятие негативных пространств – второй базовый компонент комплексного умения рисовать».

 

Итак, негативные пространства.


 


Не пустое, но заполненное «ничем».


Оказывается,  «дырка» у бублика, столь же важна, как и сам бублик, поскольку у них общие края!


Одно даосское стихотворение, взятое из книги У. Биннера «Жизненный путь согласно Ла-цзы», очень красиво описывает это парадоксальное единство.

«… Польза глины в кувшинах

Происходит из-за ее отсутствия внутри них;

Двери, окна в доме

Используются благодаря их пустоте:

Значит, то , чего нет, нам помогает

Использовать то, что есть».


Очень любил в своих картинах играть с  негативными пространствами   Эшер.


 





Посмотрите на этого снежного барана.


Попробуйте увидеть черные пространства 

 как особые полноценные формы.


 Мы попробовали.  Было совсем непросто.



Но результаты вдохновили...











...удивили...




... заинтриговали...






  








 Эрин Бума  однажды  так выразилась о некоем человеке: 
"он страдал от затвердения категорий".

Надеюсь, теперь это уже не про нас.



Авторы работ: Аня Скорохватова, Маша Селютина, Настя Иванова, Соня Ефимова, Юлия Соколова и др.


В разработке мастер-класса использовались материалы книги Бетти Эдвардс "Ты - Художник. Курс развития ваших творческих способностей."; пер. с англ. - Минск: "Поппури", 2010.



Форма входа

Поиск