Среда, 11.12.2019, 06:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

Невозможное возможно

Загадка: "Если одна картинка стоит тысячи слов, может ли тысяча слов описать одну картинку?"

Майкл Сефан. "Трансформационная теория эстетики". 1990г.

 

 

 

Иллюзия - явление интригующее, неизменно притягивающее взгляд и не дающее покоя пытливому уму наблюдателя...

 

 

Оптические иллюзии поражают своим разнообразием.

Наш глаз - сложный и совершенный оптический прибор, но обработка мозгом поступающей от него информации часто "подкидывает" нам сюрпризы.

 

 

Например, на верхней картинке мы "видим" мерцающие темные точки посередине белых кружков.

 

А если некоторое время всматриваться в негативное изображение внизу, сосредоточив взгляд на красной точке, а потом перевести глаза на белое пространство справа, то проявится позитивное изображение, и вы узнаете весьма известную личность.

 

 

Удивительно, но восприятие тона меняется в зависимости от окружающего фона.

Посмотрите, маленькие серые квадратики везде одинаковые, но нам они кажутся светлее, если фон вокруг темный, и наоборот...

 

 

Обрабатывая поступающую визуальную информацию, наш мозг иногда не в состоянии прийти к однозначному выводу, и тогда мы сталкиваемся с интересным явлением непроизвольного переключения вариантов интерпретации.

 

 

Пожалуй, самая известная подобная  "скачущая" конструкция - куб Неккера, который произвольно меняет пространственную ориентацию и кажется нам то "смотрящим" вверх, то вниз...

 

 

Соотношения и пропорции тоже часто воспринимаются нами весьма искаженно.

Так,на картинке представленной ниже, одинаковые кружки в центре кажутся нам разными из-за размера окружающих их объектов.

 

 

А косая штриховка странным образом "искривляет" прямые и  параллельные линии...

 

 

Оптическая иллюзия может очень убедительно сделать плоское изображение объемным.

 

 

 

 

 

 

 

И этим "хитрым приемом" давно и успешно пользуются  художники,

 

 

 чтобы изображать на картине перспективу и "изгибать" поверхности.

 

 

Удивительная  способность "достраивать" недостающие фрагменты изображения, чтобы приклеить ярлычок "О, я знаю, что это!"

,наверное, появилась у наших далеких предков, чтобы выживать в быстро меняющемся и часто не  дружелюбном мире... 

 

 

На картинке выше попробуйте разглядеть танцующую пару.

 

 

А что вы видите здесь?

 

 

Часто художники используют эту нашу способность, чтобы сделать невидимое видимым.

Например, когда контур "читается" даже там, где его нет.

 

 

Особая разновидность иллюзий - это такие иллюзии, которые вызывают замешательство в нашей системе распознавания образов, которая "впадает в ступор" (глитч), пытаясь найти логическое объяснение "невозможным" вещам.

Самый известный глитч, встречающийся в разных интерпретациях, -  это вилка с неопределяемым количеством зубчиков.

 

 

Многие художники с удовольствием развивают в своем искусстве эту интригующую зрителя тему.

 

 

 

 

Эшер считается одним из непревзойденных мастеров виртуозно владеющих в своих художественных работах приемами оптических иллюзий.

Попробуйте разгадать загадку течения воды на картинке ниже.

 

 

А что "не так" в следующей его графической работе?

 

 

Интересно, но некие виртуозные умельцы смогли-таки воплотить в жизнь эту "нереальность", намеренно исказив объемную модель.

 

 

 

Еще один вариант использования оптической иллюзии в изобразительном искусстве - комбинаторика - это своеобразная мозаика из объектов с совмещенными границами.

Рассматривая такие картины мы "цепляемся" то за одну, то за другую ее составляющую...

А переход  между ними  непроизвольно и  неизменно ускользает от нашего напряженного внимания... как в случае с кубом Неккера...

 

 

В этом же ряду широко известны визуальные загадки  с двойными изображениями. 

 

 

 

А кого вы видите на картинке представленной ниже?

 

 

 

 

Еще один известный мастер художественных оптических иллюзий создал в свое время не один десяток подобных загадочных картин.

 

 

Время не стоит на месте и тема находит свое продолжение в работах современных "визуальных иллюзионистов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако, как бы человек ни тешил свое самолюбие,

сама Природа была и останется

Первейшим и Совершенным Мастером  создания 

 величайших и непревзойденных иллюзий!)))

 

 

 

Приступая к практической части занятия и подводя итоги вышесказанному, 

 

 

 

 

Проверить свою способность на креативность художественного восприятия можно с помощью простого упражнения, в которое очень увлекательно поиграть с кем-то еще, особенно со своими детьми.

Попросите их нарисовать маркером или карандашом на листе произвольные каракули, а затем попробуйте дорисовать их, чтобы получился какой-нибудь узнаваемый образ.

 

 

       

 

 

 

 

 

Следующее упражнение  специально разработано для того, чтобы наглядно показать как у нас происходит процесс переключения из доминирующего логического Л-режима мышления в образный П -режим, так необходимый нам для  приобретения навыков успешного рисования.

 

 

 "Как однажды сказал Фэтс Уоллер, "если вы будете без конца расспрашивать, что такое джаз, то никогда этого не поймете".

Так же обстоит дело и с П-режимом. Познать его можно, только ощутив разницу  при переходе в него  из Л-режима, и преодолев при этом определенный психологический конфликт.

 

 

Это быстрое упражнение (5-6 минут),  при выполнении которого вам предстоит  нарисовать знаменитую оптическую иллюзию,строго  следуя представленным ниже  указаниям.

 

 

Если вы постарались точно выполнить задание, вы могли почувствовать некоторое замешательство при переходе к рисованию второго профиля.

Скорее всего вам уже было трудно проговаривать названия частей лица.

Как вы решили эту проблему?

Если у вас получилось перейти в режим правого полушария - в художественный режим - вы скорее всего или не использовали слова вообще или задавали себе вопросы : " где начинается этот изгиб?" ..."какова дли этой линии и под каким она идет углом?"... 

 

 

 

 

Образно выражаясь, оверлеппинг - это игры с предметами.

 

 

В отличие от "правды жизни" предметы в оверлеппинге по воле ее создателя становятся прозрачными, часто теряют большую часть правдоподобия, превращаясь в некие символы, почти абстрактные высказывания и  метафорические формы. 

 

 

Картинная плоскость часто делится ритмичными или  произвольными линиями на несколько частей, в каждой из которых свое художественное решение.

 

В графике возможны варианты :

черно-белое  и  черно-серо-белое,

 

 

причем под серым подразумевается бесчисленное число вариантов заполнения пространства - оттенки тонирования, штрихование, стилизация (любые графические формы) ...

 

 

Возьмите за основу любой несложный натюрморт.

Составьте свою композицию.

 

 

Поищите свое художественное графическое решение.

 

 

 

Не бойтесь экспериментировать!

 

 

        

 

Вы автор!!! 

И вы можете свободно перемещать предметы в пространстве листа,

 

 

 устанавливать по своему усмотрению между ними связи, заставляя зрителя концентрировать свое внимание на осознанно выделенных вами акцентах ...

 

  

 

Надеюсь, вам удастся почувствовать заключенное в этой свободе    большое удовольствие от самого процесса художественного творения!

А кроме удовольствия с помощью таких смелых игр с предметами вы  приобретете очень полезный практический навык -  научитесь чувствовать "вес" всех составляющих изображения, осознанно  влиять на восприятие через акценты и через соблюдение или нарушение тонального баланса.

Удачи всем первооткрывателям!!!

 

При подготовке занятия использовались материалы книги Бетти Эдвардс "Открой в себе художника"

 

 

 

Форма входа

Поиск