Четверг, 02.07.2020, 17:46 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Божественная.

Признаюсь, в возрасте школьном я долго путалась – Джоконда и Мона Лиза – это одно лицо или два?   И не помню точно, когда именно эта дилемма разрешилась.

Мой путь к рисованию был извилист, и когда мне было двенадцать лет ничто не говорило, что я когда либо с большим профессиональным интересом стану  постигать премудрости этого волшебного способа выражения человеческих чувств.

А ведь Мона Лиза – тоже своеобразный символ непостижимости путей наших. 

Одна из вечных загадок.


Хотя с завидной периодичностью в печати появляются смелые утверждения  о том, что, «тайна улыбки Моны Лизы наконец-то  разгадана»! 

Думаю,  все они отражают лишь неизменный к ней интерес и желание  хоть каким-то образом получить долю славы этого нетленного шедевра.

Мода на женскую красоту меняется.



Вы заметили, что у Моны Лизы на портрете нет бровей? Это потому, что во времена Леонардо женщина считалась более красивой без бровей. 

Но почему же мы не замечаем этого нюанса?

Нас завораживает ее взгляд и улыбка.


             

Как только не препарировали этот феномен ученые мужи, профессора психологии, культурологии, неврологии и т.д. и т.п...

Вот, например, специалисты из США и из Амстердамского университета при помощи новой компьютерной программы  точно определили, что, улыбка Джоконды, содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости. 



Профессор психологии Флориан Хуцлер из зальцбургского Центра нейрокогнитивных исследований также  утверждал (об этом писала The Daily Telegraph), что хотя при взгляде на губы Моны Лизы их выражение кажется нейтральным, впечатление  меняется в зависимости от того, на какую часть лица смотреть. 

Тогда   начинает работать наше периферическое зрение, и те же самые мазки краски создают впечатление легкой улыбки, то возникающей, то исчезающей.  

Такой оптической иллюзии Леонардо смог достичь благодаря живописной технике сфумато, при которой очертания фигур смягчаются.

В исследовании, представленном в Галерее Уфицци в 2007 году, утверждалось, что полотно представляет собой несчетное число слоев точек, нанесенных раздельными мельчайшими мазками.




Как считает Жак Франк, консультант "Центра Армада Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи" при Калифорнийском университете (США): "Эта техника чем-то напоминает пуантилизм, систему, принятую французскими неоимпрессионистами в конце XIX века...

Такой способ мельчайшего разделения тонов существует со времен Древненго Рима. Леонардо не выдумал эту технику, но он довел ее высшей степени совершенства".
                        
Эта техника живописи получило название сфумато  от итальянского слова "fumo" ( дым). Она придает изображению объем за счет того, что живописец очень тонко сочетает свет, тень и контуры. 

Леонардо так и не написал о том, как ему удалось столь незаметно объединить свет и тень.


                  

Единственный намек на технику сфумато встречается в его заметках "Обучение живописца", где он советует, "чтобы твои тени и света были объединены без черты или края как дым".
                       
Франк, сам художник, восемь  лет делал копии работ Леонардо. Вслед за мастером используя метод мельчайших мазков, он в шесть этапов воспроизвел глаз Моны Лизы, и его картина также была представлена на выставке в Уффици.

Он обработал гипсом и животным клеем деревянную панель из тополя, подобную той, на которой Леонардо в 1503 или в 1506 году писал «Мону Лизу».

 Затем он измельченным черным мелом с помощью кисти нарисовал глаз; специальным полупрозрачным раствором на основе масла смягчил линии мела и ретушировал детали микроскопическими мазками.


 Чтобы соединить всю картину, ему пришлось нанести множество слоев точек.

По мнению Франка, глаза и улыбка в картине Леонардо содержат 30-40 мазков на один квадратный миллиметр, то есть Леонардо работал как миниатюрист. 
«Он писал чуть ли не по одному миллиметру в день, - считает Франк. - Это означает, что, скорее всего, Леонардо создал свою «Мону Лизу» за десять лет».
 

Версия Франка вызвала споры среди историков искусства.
«Я никоим образом не разделяю эту теорию. Несмотря на то что Леонардо использовал технику сфумато, его краски лежат
 плотно, - возражает Мартин Кемп, исследователь творчества Леонардо, профессор истории искусства из Оксфорда. - Я видел „Мону Лизу" под лупой и не заметил ни одной точки».



Фрэнк утверждал, что различить точки под лупой невозможно.

«Свет проникает через каждую точку, создавая эффект отражения, дифракцию, и диффузию. Поэтому кажется, что поверхность изображения однородная, - сказал Фрэнк. - Точки неразличимы. Более того, в моей копии точки полностью исчезли через три года. Вероятно, то же самое произошло и с картиной Леонардо».


И действительно, рентгеновские снимки копий Франка очень похожи на рентгеновские снимки картин Леонардо: и те, и другие напоминают дым.

«Слои краски очень тонкие, поэтому рентгеновские лучи проходят сквозь них не меняясь», - сообщил Франк.
Кураторы выставки также считали, что версия Франка «убедительна».

 «Эта версия сопоставима с исследованием, проведенным лабораторией Лувра», - написали они в каталоге выставки.





Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, Мона Лиза, до самой смерти Леонардо ( а жил он с 1452 по 1519 годы) приводила в восторг ценителей искусства. В XVI век живописец и историк искусства Джорджио Вазари назвал ее улыбку "божественной, а не человеческой".


А сегодня?

Последнее время все чаще можно услышать мнение, что на  величайшем творении Леонардо да Винчи изображена не женщина, а мужчина, его юный помощник Джан Джакомо Капротти по прозвищу Салаи. 
До этого бытовали соображения, что художник  изобразил себя.

Были версии, что аристократка Мона Лиза позировала, счастливо улыбаясь, будучи беременной, или, что она страдала от астмы, у нее лицевой паралич, или она привыкла скрежетать зубами.




Одним из последних  разгадку тайны Джоконды предложил ученый муж из Палермо Вито Франко. По его мнению, выражение лица Моны Лизы говорит о плохом состоянии ее здоровья, в частности - о повышенном уровне холестерина.

Ну, кто больше?!

Образ  измучили, растиражировали, опошлили...




Как же хочется очень умным людям приземлить чудо,
опустить Ангела с небес!




Препарировать и даже разобрать на молекулы! 

Ради чего?

Чтобы потешить свое Эго всезнающего?

Или из зависти к создателю?

 

Одна китайская пословица гласит: 

«Чтобы постичь красоту цветка, его не нужно срывать».

 


Может, надо просто прикоснуться  душой к совершенству …

 Может, надо просто удивиться этой тайне… 


...тайне божественной улыбки госпожи

 di Monna Lisa del Giocondo... 

 

вечной  загадке  ГЕНИЯ…




 Материалы для статьи взяты с сайтов:

 http://www.infiniti-club.org/index.php?threads/1921/

http://worldleonardo.blogspot.com/2011/05/blog-post_20.html

http://www.profi-forex.org/news/entry1008064905.htm

Категория: Мои статьи | Добавил: makovka (14.02.2012)
Просмотров: 1470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Статьи от пользователей [4]
То, что интересует вас и может быть интересно другим.
Мои статьи [4]
О том, что показалось мне познавательным, любопытным или креативным
Видео [9]
Интересные видео сюжеты, мои и других авторов

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0